Комментирует начальник административно-судебного отдела Государственной инспекции труда в Краснодарском крае — Кристина Абакумова.
- Если коротко, то обязан. Существует судебная практика, согласно которой увольнение беременной работницы в данной ситуации признается неправомерным.
Вывод основан на том, что беременная женщина, не знавшая о своем положении в момент подписания соглашения о расторжении трудового договора, не могла учесть, что это повлечет ущерб, который в значительной степени лишает ее и будущего ребенка того, на что она вправе рассчитывать при сохранении трудовых отношений. В таком случае беременность работницы признается существенным мотивом для отказа от исполнения соглашения.
При этом не важно, знала она о беременности до подписания соглашения или нет.
Суд квалифицирует заявление работницы об аннулировании соглашения о расторжении трудового договора в связи с наличием у нее беременности как отсутствие ее волеизьявления на увольнение. А это свидетельствует о фактическом прекращении трудового договора не по соглашению сторон, а по инициативе работодателя с нарушением запрета, предусмотренного ст. 261
Трудового кодекса РФ, на увольнение беременной женщины по инициативе работодателя.
Признание увольнения незаконным влечет восстановление работницы на работе, выплату ей среднего заработка за все время вынужденного прогула, а также выплату иных сумм, например судебных издержек. Если факт нарушения трудовых прав работницы будет доказан, суд
взыскивает в пользу работницы также компенсацию морального вреда.